Технологии энергосбережения

Методика проведения энергетических обследований и паспортизации предприятий железнодорожного транспорта (часть 1)

 ВВЕДЕНИЕ

Железные дороги Российской Федерации являются крупным потребителем энергоносителей, таких как: электрическая энергия; жидкое и твердое топливо; тепло в виде пара и горячей воды; холодная вода; сжатый воздух; хладагенты; горюче-смазочные материалы и т.п. Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на единицу перевозочной работы является актуальной задачей, которая обоснована в соответствующих документах Правительства.

Энергетическое обследование является необходимым этапом и составной частью комплекса мер, направленных на повышение эффективности использования ТЭР.

Понятие «энергетическое обследование» связано не только и не столько с техническими измерениями и решениями, сколько с экономикой и финансами в более существенной степени, в том числе с оценкой потенциала энергосбережения в стоимостном выражении.

Главная цель: помочь руководству структурного подразделения дороги, отрасли количественно определить эффективность использования энергетических ресурсов, наметить возможные меры и мероприятия по их экономии, сделать предварительную оценку затрат капитала, подготовить объективную основу для принятия решения.

Разработка методической документации по энергетическому обследованию объектов железнодорожного транспорта с целью выявления нерационального энергопотребления является составной частью решения актуальной задачи энергосбережения. Создание методики охватывает широкий круг вопросов, связанных с организацией проведения энергетических обследований объектов и оценкой потенциала энергосбережения в системах теплоснабжения, электроснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, водоснабжения, топливо-сжигающих систем, холодоснабжения, производства, распределения и использования сжатого воздуха, сжиженных газов.

Введение единых методических документов в железнодорожной отрасли позволит организовать единую систему: оценки эффективности использования энергоносителей; отчетности; анализа и сопоставления результатов по предприятиям одного направления сети дорог; поможет оценить фактический уровень потенциала энергосбережения отрасли.

Организация проведения работ по энергосбережению предприятий железнодорожного транспорта предполагает, прежде всего, составление технического задания и календарного плана обследований, согласования его с заказчиком, составления на их основе программы обследований, определения группы специалистов, принимающих участие в обследовании. Кроме того, указываются сроки начала и окончания работ, определяются состав и перечень контрольно-измерительных приборов, необходимых для работы, места их установки, параметры, подлежащие контролю и измерению, необходимая исходная информация по предприятию.

После окончания проведения работ по энергетическому обследованию составляется энергетический паспорт с приложением к нему пояснительной записки с результатами обследования, которые затем обсуждаются на техническом совете предприятия.

При разработке данного методического документа учитывались результаты проведения энергетического обследования промышленных и железнодорожных предприятий, опыт ряда научных, проектно-конструкторских организаций и высших учебных заведений, а так же Минтопэнерго [4-8].

В разработке методики приняли участие сотрудники ОмГУПС: доценты, Капустин А.М., Парамонов А.М., Белоглазов А.В., Серкова Л.Е., Овсянников В.В., инженеры Анисимов А.С., Никифоров М.М., Балачай А.В., а также специалисты сторонних организаций.