Технологии энергосбережения

Технологии и проблемы транспортировки углеводородов - Транспорт жидких углеводородов в Западной Сибири

4.3.3. Транспорт жидких углеводородов в Западной Сибири

С момента открытия и начала разработки нефтяных месторождений Западной Сибири основной концепцией становится размещение нефтепереработки в районах массового потребления нефтепродуктов, отдаленных от места добычи на тысячи километров.

Такая стратегия, исходившая из логики централизованного управления народным хозяйством, потребовала сооружения сверхдальних нефтепроводов диаметром 1020÷1220 мм, которые в основном определяют сегодняшний облик нефтепроводного транспорта России и стран СНГ.

Наиболее крупными транзитными нефтепроводами являются: Сургут- Полоцк, Холмогоры - Клин, Нижневартовск – Курган -Куйбышев, Усть-Балык – Курган – Уфа - Альметьевск, «Дружба-1» и «Дружба-2», Усть-Балык - Омск, Павлодар – Чимкент. Создание уникальной системы нефтепроводов из Западной Сибири в различные районы России началось с первого трубопровода Ишим – Тюмень диаметром 530 мм, протяженностью 410 км, введенным в эксплуатацию в 1965 г. За 30-летний период в Западной Сибири построено 34 нефтепровода диаметром 530÷1220 мм общей протяженностью 16 тыс. км, в том числе 8 тыс. км - по Тюменской области.

Тюменская нефть подается потребителям по трем направлениям: западному - на Пермь, Нижний Новгород, Москву и далее в страны ближнего и дальнего зарубежья; юго-западному - на Самару, Лисичанск, Новороссийск; южному - на Омск, Павлодар и далее в Среднеазиатские государства. Также частично тюменская нефть подается и на восток для переработки на заводах Томска, Ачинска и других городов Сибири. За короткий период в Западной Сибири создана сеть магистральных нефтепроводов, способная перекачивать более 400 млн. т. нефти в год (табл. 4.1).