Технологии энергосбережения

Технологии и проблемы транспортировки углеводородов - Основные способы транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа

4.2. Основные способы транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа

Существуют три основных вида транспорта нефти, нефтепродуктов и газа: водный, железнодорожный и трубопроводный. Природный газ, находящийся в газообразном состоянии, транспортируется только по трубопроводам. Для перевозки природного газа между континентами, разделенными морям, применяется транспорт сжиженного (с температурой около –1600С) природного газа в специальных танкерах - метановозах. Каждый из указанных видов транспорта имеет свои отличительные особенности.

Водныйтранспорт позволяет в наливных баржах и танкерах, а иногда в мелкой таре перевозить нефть, нефтепродукты и сжиженные природные и нефтяные газы в любых количествах. Если речь идет о речном транспорте, то водный путь, как правило, длиннее трассы трубопровода или железнодорожного пути. В некоторых случаях это существенно удорожает транспорт. Речной транспорт носит сезонный характер. Поэтому в пунктах налива и разгрузки судов приходится строить дополнительные емкости для накапливания нефтяных грузов на межнавигационный период или заменять водный транспорт железнодорожными перевозками.

Нефтеналивные суда должны соответствовать классу перевозимых нефтепродуктов, установленному правилами перевозок. Нефтеналивное судно состоит из жесткого металлического каркаса, к которому крепится металлическая обшивка: снаружи - корпус судна и изнутри - танк судна, куда заливают нефть или нефтепродукт. Баржи и многие речные танкеры внутренней обшивки не имеют. Корпус судна делится продольными и поперечными непроницаемыми перегородками на ряд отсеков, называемых танками. Наличие танков обеспечивает непотопляемость судна, уменьшает гидравлические удары при качке, увеличивает пожарную безопасность, улучшает условия эксплуатации. Объем одного танка 600÷1500 м3 в зависимости от грузоподъемности судна. Танки между собой соединяются при сливе и наливе отверстиями, расположенными у днища, которые герметично закрываются при движении судна. Доступ в танки осуществляется через люки. Грузовые танки отделяют от остальных судовых помещений двумя непроницаемыми переборками, установленными на расстоянии 1÷1,5 м одна от другой.

В носовой части судна размещают сухогрузный трюм, в середине насосное отделение, а на корме - машинное отделение, топливные баки, жилые помещения.

Танкеры подразделяют на речные и морские. Вместимость танкеров достигает в настоящее время 500000 м3.